Разделы сайта

Главная

Консультации

Консультация для родителей 

«Туристам на заметку»

С наступлением первых тёплых дней даже самым изнеженным современным комфортом людям хочется ненадолго убежать от благ цивилизации и провести некоторое время на природе. Лес, озеро, речка, шелестящие на ветру листья деревьев – всё это дарит нам необыкновенную радость, потрясающее чувство свободы, покоя и умиротворения.

Но как быть, если в Вашей семье растёт малыш, и, возможно, не один? Нужно ли рисковать, выезжая на природу с маленькими детьми? Такие вопросы возникают у многих родителей. К сожалению, только некоторые из них смело отправляются в путешествие.

Приобщение детей к туризму — дело насколько полезное, настолько трудное и ответственное. Поход с детьми труден, прежде всего, в психологическом отношении. В походе важно уметь понять ребёнка, его капризы, вникнуть в суть его обид, не отмахиваться от его просьб и вопросов, сочетать дружбу и дисциплину, любовь и строгость. В походе острее воспринимаются такие понятия, как справедливость, взаимопомощь, товарищество, отчётливо видны как положительные, так и отрицательные черты характера человека. Поход — это воспитание и своего рода проверка человеческих качеств. В этом небольшом путешествии можно дать возможность проявить свою самостоятельность, сделать выносливее, привить наблюдательность и интерес к живой природе.

Лучше начинать ходить в походы с ребёнком, который уже достиг возраста 4 лет и может вполне самостоятельно преодолевать небольшие расстояния. При этом следует строго дозировать расстояния маршрутов, потому что высокая двигательная активность во время дворовых игр ещё не означает такой же высокой выносливости. Поэтому для начала расстояния пешего похода не должны превышать 2 километров.

Для того чтобы Ваш ребёнок привык относиться в любому делу ответственно и предусмотрительно, следует максимально привлечь его к подготовке похода на природу. Можно вместе с ним сходить в магазин спорттоваров, чтобы купить рюкзак для его возраста, а также подобрать другую необходимую для туриста экипировку. Дома следует хорошо спланировать маршрут, составить список необходимых вещей, медикаментов, обсудив с ребёнком каждую мелочь предстоящего путешествия.

Поход для ребёнка обязательно должен содержать элементы игры, иначе монотонный режим движения ему быстро надоест. Поэтому путешествие следует разнообразить небольшими играми в прятки, в слова, в догонялки, рассказами о том, что ждёт туристов за ближайшим поворотом, о повадках лесных обитателей. В походе можно придумать развлечения на любой вкус. Посвящение в туристы с произнесением торжественной клятвы, преодоление импровизированной полосы препятствий, соревнования по туристическим навыкам, поиски заранее спрятанного родителями клада – пусть в Вашей семье зародятся и будут развиваться свои походные традиции. Всё зависит только от Вашей фантазии и желания устроить настоящий праздник. Наградой может стать праздничный ужин у костра и вручение заслуженных «сладких» призов.

Перед походом с ребёнком следует провести «вводный инструктаж», который даст ему почувствовать, что поход требует соблюдения определенных правил безопасности. Как правило, большинство неприятных происшествий случается с изнывающими от скуки детьми, которые придумывают себе всяческие, порой далеко небезопасные, развлечения на природе. Наиболее распространённые неприятности – ожоги от костра, горячих котелков, кружек с кипятком и так далее; порезы и раны ножами, топорами, сапёрными лопатками, рыболовными принадлежностями; отравления ягодами и грибами, расстройства желудка от употребления сырой родниковой воды.

Строго настрого запретите пробовать на вкус любые листочки, травинки, ягоды. Лучше вместе изучайте растения, показывайте ребёнку различных насекомых, рассказывайте о жизни в лесу. Чтобы малышам не было скучно, привлекайте их к помощи. Ребята могут собирать сухие веточки для костра, выполнять небольшие поручения взрослых.

Каждый поход делает семью дружнее и сплочённее, дарит множество ярких впечатлений и запоминается на долгие годы. Долгими зимними вечерами, рассматривая фотографии о летних приключениях, всей семьёй Вы будете разрабатывать новые маршруты и мечтать о покорении новых туристических высот.

Счастливого Вам путешествия, весёлых приключений, радости общения друг с другом и природой!

 

Консультация для родителей 

"КАК ПРОВЕСТИ ЛЕТНИЙ ОТДЫХ"

Лето – самая подходящая пора для совместного отдыха родителей с детьми. Многие семьи уже ранней весной, как только пригреет солнце, начинают планировать проведение отпускных дней. Форма и содержание летнего семейного отдыха определяются материальными возможностями родителей. Именно этот фактор является решающим при выборе «куда поехать». Безусловно, путешествие в амереканский или французский Дислейленд – весьма привлекательная форма отдыха для семьи с большим достатком. Однако длительный характер аклиматизации ребенка, разница в часовых поясах, повешенная восприимчивость детского организма к разного рода инфекциям, сложности с дорогой, отсутствие привычной пищи и другие обстоятельства являются достаточно обоснованными аргументами в пользу переноса таких путешествий на более поздний период (после 7-8 лет). Не рекомендуются также дальние путешествия с малышами по территории России и в ближайшее зарубежье – изменение привычной климатической зоны может стать причиной болезни ребенка.

Если малышу уже исполнилось пять лет и он достаточно хорошо закален, можно спланировать совместное путешествие и отдых на море или в горах – впечатления, полученные в этом возрасте, остаются в памяти на всю жизнь. Комплекс оздоровительных мероприятий, связанных с купанием в море или прогулками по горам, позволит ребенку приобрести необходимый запас жизненной энергии на целый год. Именно поэтому наибольшее количество детских и семейных здравниц располдожено на крымском полуострове. Горы и море создают уникальный климат, который является прекрасным профилактическим средством от заболеваний органв дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Родителям детей с хроническими заболеваниями перед поездкой следует посоветоваться с врачом и определить те климатические зоны, которые наиболее благоприятны для малыша и будут способствовать улучшению его здоровья.

Необходимо тщательно продумать содержание деятельности ребенка в дороге. Если взрослые решили добираться до места отдыха на автомобиле и поездка достаточно продолжительная по времени (более суток), необходимо предусмотреть кратковременный отдых в лесополосе, во время которого путешественники могут «перекусить», выполнить несколько несложных упражнений: потягивания, повороты влево и вправо, «мельницу» - круговые вращения руками, «велосипед» - сгибание и разгибание ног лежа на спине, приседания, подскоки.

Достаточно эффективными окажутся подвижные игры «Догони», «Выше ноги от земли» и др. Выполнение физически упражнений вызывает активную работу мышц, а это в свою очередь усиливает кровообращение и тем самым повышает интенсивность работы сердца, активизирует дыхание, деятельность симпатической нервной сиситемы, снабжение мозга кровью. Все это влияет на восстановление эмоционально-положительного состояния психики ребенка: исчезают усталость, капризы, он охотно продолжает путешествие. Ночевать следует в кемпингах или в палатке в лесополосе. Утро следующего дня нужно начать с короткой гимнастики и легкого завтрака. Отправляться в путь лучше ранним утром (около 6:00 часов), пока еще не жарко и автомагистраль не загружена транспортом.

В поездку на поезде  нужно взять настольные игры, дрожные электронные игрушки, книги. В дороге необходимо придерживаться привычного режима дня, не забывая о физкультурных минутках – комплексах упражнений, которые можно выполнять в ограниченном пространстве. Для ребенка 5-7 лет это может быть следующая гимнастика: «Потянись», «Складной перочинный ножик», «Веселые ноги», «Велосипед», «Пружинка», «Дотянись до полки».

Внимание! Все упражнения ребенок должен выполнять в присутствии взрослого, при его непосредственной помощи и страховке.

Отдых на море связан, к сожалению, не только с приятными впечатлениями. Он может быть омрачен болезнью ребенка в том случае, если родители нет придерживаются принципа постепенности и индивидуализации в подборе средств оздоровления. Солнце и вода могут стать не друзьями, а врагами ребенка. В связи с этим родители должны продумать режим дня и неукоснительно следовать ему, объяснив его целесообразность детям.

Известно: лучшее время для получения солнечных ванн – раннее утро. Утренние часы – самое оптимальное время для оздоровления. При этом необходимо заранее позаботится об оборудовании места отдыха: ребенок большую часть времени должен находиться под навесом. В первые дни малышу достаточно 10 – 15 минут  пребывания на открытом солнце, затем постепенно это время можно увеличивать до 20 – 30 минут. При этом необходимо пользоваться защитными кремами. Голова ребенка всегда должна быть закрыта панамой. Купание в море для большинства детей связано с приятными ощущениями, и они готовы долгое время проводить в воде. Поэтому родителям следует дозировать время купания, чтобы избежать переохлаждения и солевых ожогов.

Однако, некоторые дошкольники испытывают страх перед морской стихией, отказываются даже войти в воду. Родителям не следует насильно затаскивать ребенка в воду и этим доводить его до истерики. Подобные эксперименты не дают положительных результатов. Лучше предоставить ребенку право самому определить, когда и при каких условиях, он сделает первый шаг в воду. А помогут ему плавающие игрушки, ласковый голос мамы, игры с водой, дети, купающиеся рядом. Можно предложить малышу походить вдоль берега, собрать камушки. Игры на небольшой глубине быстрее убедят малыша в безопасности и приятности этой процедуры. Постепенно он сам захочет осваивать новые глубины. Родители должны рассказать детям о правильном поведении на море. Помните: нельзя оставлять бес присмотра детей в воде.

Чтобы времяпровождение на пляже было содержательным и веселым, можно организовать совместные игры детей с родителями: «Собачка», «Летающая тарелка», «Невод и морские рыбки», «Море волнуется»,  «Салки» можно проводить и на берегу и на мелководье.

Если дети уже умеют плавать, то можно организовать гонки на воде «Кто быстрее доплывет до берега», соревнования «Кто дальше нырнет», игровое упражнение «Достань со дна камешек», «Кувырок в воде» и т.п.

С 11 часов свободное время лучше проводить в тени, где можно почитать, поиграть в спокойные игры, порисовать.

После 16 часов можно снова пойти на море, а вечером отдохнуть в детском парке, погулять по морским набережным, осмотреть местные достопримечательности, порисовать в живописном месте или просто посидеть и помечтать и т.д.

Можно прекрасно отдохнуть, не уезжая далеко от дома. Главное сменить городскую квартиру на природу. Например, выехать всей семьей на дачу, в деревню. На дачном участке необходимо оборудовать место для отдыха и занятий спортом. Пусть это будет совсем небольшая площадка (около 6-10 кв.м), но при рациональной планировке на ней можно разместить качели, турник, канат, лестницу, баскетбольное кольцо, простейшие тренажеры. Индивидуальные тренировки и веселые соревнования «Кто дольше провесит на перекладине», «Кто самый сильный», «Ловкие баскетболисты», «Меткий стрелок» в тени фруктового сада доставит удовольствие и старшим и младшим. А если есть веранда, то занятия и игры можно организовать вне зависимости от капризов природы.

На даче всегда должны быть настольно-печатные игры, комплект изобразительных средств (фломастеры, карандаши, краски), бумага, пластилин, клей, с помощью которых можно разнообразить совместную деятельность.

Чтобы отдых на даче имел не только оздоровительное, но и познавательное и воспитательное воздействие, родители должны продумать общественно-занимательные обязанности для детей. Так, малышу можно поручить «персональную» грядку, кустик, за которым он будет ухаживать в течение всего сезона – от посадки до сбора урожая. Старшим дошкольникам – кормление домашних животных, мытье посуды, уборка территории и т.п. Вместе со взрослыми дети могут изготовить календарь природы и вести наблюдения за ее изменениями. В мастерской на чердаке или в сарае мальчишки вместе с папой или дедушкой будут с удовольствием ремонтировать и конструировать мебель, дачный инвентарь, изготавливать поделки из дерева и бросового материала.

С учетом особенностей природного окружения, ландшафтов, погоды и других факторов это могут  быть утренние пробежки по лесной тропе, купание в реке, походы за грибами и ягодами, путешествие в ближайшую деревню, велосипедные прогулки и др.

Каждая семья определяет для себя наиболее приемлемые формы организации отдыха на даче. Выдумка и фантазия помогут родителям вместе с детьми составить интересную оздоровительно-развлекательную программу совместного отдыха, к участию в которой можно привлечь друзей. И тогда лето на даче получится ничем не хуже, чем дорогостоящем отеле на море.

Важно не забывать, что летний семейный отдых принесет ожидаемый результат, если будет заранее спланирован и продуман. Только в этом случае от совместного времяпровождения получат удовольствие и родители, и дети.

 

Консультация для родителей 

"Совместные занятия спортом детей и родителей"

Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно.

Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо. Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность.

В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры - все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Очень полезной была бы проверка и помощь при выполнении домашних заданий по физкультуре.

Важен выбор цели: взрослые должны знать, что им делать конкретно в данное время года, в применение к возможностям ребенка, тогда и физическое воспитание идет успешнее.

Существенно и такое обстоятельство: совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач.

Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:

  • пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
  • углубляют взаимосвязь родителей и детей;
  • предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
  • позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.

Совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом – один из основных аспектов воспитания.

Консультация для родителей 

"ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПОРТИВНОЙ ФОРМЕ И ОБУВИ"

 Физкультурные занятия – основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям.

Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств и эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие личности.

Физкультурное занятие обязательно требует соблюдения техники безопасности  при его проведении. Одним из обязательных условий её соблюдения является наличие  спортивной формы у детей.

 Ребенок получает полное физическое развитие, учится прыгать, бегать, ползать, лазать. Чтобы вашему ребенку было удобно,  необходимо приобрести: футболку, шорты, носочки, удобную спортивную обувь (тапочки на резиновой подошве или кеды) для занятий физической культурой.

  Родителям и воспитателям нужно помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому если ребенок наденет шорты на колготки, он вспотеет, в связи с этим основным  требованием при проведении физкультуры в помещении является обязательное одевание носочков. Так же следует знать, что в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее в групповой комнате, то есть у вашего ребенка должна быть специальная форма для занятий физкультурой, которая одевается непосредственно перед занятием и снимается после него.

Одежда  детей должна быть чистая, сухая, из материалов, обладающих хорошей тепло – проводимостью, соответствовать размеру ребенка и не стеснять его движений. Обувь должна соответствовать размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращение, быть лёгкой и удобной, подошва – мягкой и гибкой.

Спортивная форма для занятий физической культурой:

1.Футболка. Футболка должна быть изготовлена из несинтетических, дышащих материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки определённого цвета.
Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников.

2.Шорты. Шорты должны быть неширокие, не ниже колен.
Многие дети приходят на занятие в бриджах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, бег, упражнения на растяжку и т.д.

3.Обувь. Необходимо иметь тапочки или кеды на прорезиненной подошве,  они не скользят при выполнении упражнений. За счет тонкой подошвы дети невольно проводят профилактику плоскостопия.

4.Носочки. Носки лучше не слишком теплые, предназначенные для частых стирок. 

Консультация для родителей 

"Причины и профилактика нарушений осанки"

 

Осанка — это привычная правильная поза, формирующаяся в процессе роста организма в тесной связи с развитием двигательных функций. Осанка придает телу стройность и красоту и зависит от формы и гибкости позвоночника, наклона таза, состояния нервно-мышечного и связочного аппарата. При правильной осанке у ребенка чуть приподнята голова, грудь слегка выгнута вперед, спина прямая, живот подтянут, ноги ровные, не согнуты в коленях. Осанка у детей неустойчивая. Она легко изменяется под влиянием неправильного длительного положения тела. Мебель, не соответствующая росту, неудобная кровать (раскладушка), постоянная ходьба, при которой ребенка держат за одну и ту же руку, способствуют закреплению неправильного соотношения костей, изменению тонуса мышечно-связочного аппарата и ведут к вялой, неряшливой осанке. То же можно сказать о неправильной позе во время сна, когда ребенок постоянно спит, поджав ноги к животу (калачиком). Ребенок не должен сидеть, сильно наклонив вперед или в сторону корпус, закинув за спинку стула руку или подложив под себя ногу. Это тоже ведет к нарушению осанки, как и привычка стоять подолгу с опорой то на одной, то на другой ноге. Ребенок с хорошей осанкой равномерно распределяет массу тела на обе ноги, ступни его параллельны. Отклонения в осанке не только некрасивы эстетически, но и неблагоприятно сказываются на положении и работе внутренних органов (легких, сердца, печени, желудочно-кишечного тракта). Нарушения осанки чаще наступают у детей с плохо развитой мускулатурой.

Ребенка надо учить правильной манере держаться. Словесные замечания: «стой ровно», «подними голову», «подбери живот» — в этом деле мало что дают. Необходимо укреплять мышцы и связки путем систематических занятий физической культурой. Нужно подбирать упражнения, укрепляющие мышцы туловища и тем самым способствующие правильной осанке.

Сюда относятся упражнения для позвоночника:

1. «Кошечка добрая — кошечка сердится». Исходное положение: ребенок на четвереньках опирается о пол коленями и локтями. В первой части упражнения спина прогибается вниз, голова поднимается кверху, ребенок говорит «мяу». Во второй части упражнения голова опускается вниз, а спина круто поднимается вверх. Малыш на выдохе произносит шипящий звук, имитируя рассерженную кошку.

2. «Колка дров». Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки в замок закинуты за голову. Резкий наклон туловища вперед сопровождается шумным выдохом.

3. На голову помещается какой-нибудь не тяжелый предмет, и ребенок совершает круг, стараясь не уронить его.

4. «Птичка». Исходное положение: лежа на животе. Взрослый прижимает к полу голени малыша, а он в это время старается поднять голову и раскинутые в стороны руки.

5. Лежа на спине приподнимать поочередно, а потом вместе обе ноги вверх и медленно опускать. Усложнить это упражнение можно, делая встречные окрестные движения ногами (ножницы) или слегка приподнимая ноги от пола и имитируя езду на велосипеде.

6. Круговые движения вытянутыми руками назад в положении стоя.

7. Лежа на спине, ребенок прижимается к полу так плотно, чтоб под бедра, поясницу и шею нельзя было продвинуть и края ладони.